Зуд в заднем проходе (анальный зуд)

Постоянная потребность почесать область заднего прохода – относительно распространенная проблема. Зуд заднего прохода или анальный зуд имеет множество причин. Чаще всего зуд заднего прохода может быть успешно вылечен.

Краткие факты

Анальный зуд – очень распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться врачам.

Что такое анальный зуд?

Анальный зуд это состояние, которое характеризуется интенсивными позывами к расчесыванию кожи вокруг заднего прохода. Анальное отверстие – это окончание пищеварительной системы, которое позволяет нашему телу освобождаться от твердых отходов. Анальный зуд- это симптом, а не болезнь. Он встречается очень часто, но не все люди отваживаются прийти на консультацию к доктору, так как стесняются данного состояния. Зуд в области заднего прохода может беспокоить каждого, но чаще им страдают взрослые мужчины. Реже -женщины, дети и пожилые люди. То, что сначала начинается как острая проблема, вскоре становится хроническим состоянием по мере разворачивания цикла – зуд-расчесывание –зуд и т.д. Расчесы на коже перианальной области вызвают появление мелких повреждений, которые, находясь во влажной среде вступают в контакт с различными загрязнениями. Такие повреждения воспаляются и вызывают еще больший зуд в области заднего прохода. Это, в свою очередь, приводит к новым расчесам, усугубляя повреждение тканей, и продолжает порочный круг заболевания. Иногда анальный зуд становится более интенсивным ночью, так как во сне человек может бессознательно чесать пораженное место, усугубляя симптомы. У женщин капли мочи могут попадать на перианальную область после мочеиспускания. Это ведет к тому, что используемые салфетки для высушивания способны еще больше раздражать кожу вокруг ануса, вызывая повреждения кожи и еще больший зуд. Иногда для избавления от анального зуда нужно просто выдержать период без расчесывания, чтобы прекратить порочный цикл. Несмотря на это, всегда надо посетить врача, чтобы быть уверенным, что за данным симптомом не скрываются более серьезные проблемы.

Причины зуда в заднем проходе

Анальный зуд можно разделить на две группы : первичный зуд и вторичный зуд. Первичный не связан с каким-либо заболеванием. Вторичный является симптомом какого –либо заболевания.

Причины вторичного зуда:

Заболевания заднего прохода – например, анальная трещина, геморроидальные узлы, анальная язва Заболевания кожи – дерматит, экзема Инфекции – глистные инвазии, грибковые поражения, болезни, передающиеся половым путем Общие заболевания - включая апластическую анемию, диабет, воспалительные заболевания кишечника, лейкозы, желтуху, лимфому и заболевания щитовидной железы. Пища – например, орехи, перец чили, томаты Лекарства – колхицин, средства для химиотерпаии Редко – рак Педжета внемаммарной локализации Нарушения личной гигиены ( недостаточные или слишком частые гигиенические мероприятия) Раздражители кожи – например мыло Некоторые виды пищи могут сделать анальный зуд более тяжелым. Поэтому избегание их может быть полезным для облегчения симптомов. Список некоторых продуктов, которые могут быть причиной зуда в анальной области: Томаты Блюда, богатые специями Орехи Цитрусовые Шоколад Молочные продукты Кофе Пиво, вино В тех случаях, когда не выявлено ни одной очевидной причины – анальный зуд называют идиопатическим.

Причины анального зуда, связанные с кожными заболеваниями

Заболевания передающиеся половым путем

Причины, связанные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

Общие заболевания

Психологические причины

Визит к доктору при анальном зуде

Во время посещения доктора вам будут заданы вопросы, которые помогут выяснить, является ли заболевание частью общей проблемы или связано с локальными изменениями. Вопросы могут касаться продолжительности заболевания, пищевых привычек, особенностей гигиены, влияния заболевания на работоспособность и настроение. Могут быть заданы вопросы, которые помогут выяснить возможные причины зуда: страдаете ли вы геморроем, не переносили ли проктологических операций, есть ли недержание мочи или кала, не замечали ли на туалетной бумаге следов крови, не было ли диареи в последнее время. После опроса может последовать исследование : визуальная оценка перианальной области, во время которой можно обнаружить наружный геморрой, трещины, кожные заболевания и т.д. Доктор может попросить натужиться, чтобы проследить, не появляются ли геморроидальные узлы. Также доктор может попросить сомкнуть сфинктер для оценки его состоятельности. После наружного осмотра может последовать пальцевое исследование : доктор надевает перчатку и пальцем исследует стенки прямой кишки и сфинктер. Пальцевое исследование позволяет получить информацию о внутренних геморроидальных узлах, опухолевом поражении стенки прямой кишки. Также может быть проведена аноскопия – при помощи специального анального зеркала доктор проводит осмотр стенок прямой кишки. Для диагностики анального зуда также необходим осмотр всего пациента, так как при этом могут быть выявлены причины общих заболеваний, которые могут сопровождаться анальным зудом. При необходимости могут быть взяты анализы: мазки на инфекции, биопсия, бакпосев кала, общий анализ крови и некоторые показатели крови , отражаюащие состояние печени, щитовидной железы, уровень глюкозы и маркеры воспаления.

Меры, которые нужно предпринимать самостоятельно:

Доктор может назначить антигистаминные препараты, успокаивающие мази, местные обезболивающие препараты, препараты, сужающие сосуды, местные глюкокортикоиды, протекторные мази, кератолитические препараты и некоторые другие. Несмотря на обилие препаратов, первыми шагами, которые, часто, не уступают по эффективности, является простое промывание водой с последующим осторожным высушиванием пораженной зоны.

К какому доктору обращаться при анальном зуде

Несмотря на то, что при анальном зуде люди чаше всего обращаются к проктологу, в большинстве случаев более эффективно обращение к специалисту общей практики/семейному врачу. Это связано с тем, что анальный зуд может быть признаком значительного числа болезней и только квалифицированный семейный врач может разобраться, в чем причина. Затем, после установления диагноза, лечение также может проводиться семейным врачом. В некоторых случаях, требующих специального лечения ( хирургическое вмешательство, химиотерапия) – пациент будет направлен уже непосредственно к профильному специалисту. Данный подход отражает современные уровень медицинской помощи, принятый в развитых странах и является наиболее эффективным как со стороны лечения, так и с экономических позиций.

По данному вопросу в нашей клинике прием ведет доктор Петрик Михаил Вадимович