Семейная медицина

Кто такой семейный врач и чем он отличается от обычного участкового терапевта или педиатра? Зачем он нужен?

Начну с примеров из собственной практики.

Случай первый: девушка 25 лет несколько месяцев страдает от боли в правом боку внизу живота. Что делать? Идет к хирургу. Хирург исключает аппендицит. Принимает решение пойти на прием к гинекологу. Гинеколог по каким-то соображениям ставит диагноз хронический аднексит. Так как боли сильные – направляет пациентку в стационар. В течение нескольких недель никакого улучшения. Так девушка мучается несколько месяцев. Решила сменить гинеколога. На приеме было заподозрено поражение кишечника. Направлена на узи. Во время узи кишечника была заподозрена болезнь Крона (воспаление конечного отдела тонкого кишечника). Девушку направили для верификации предполагаемого диагноза в специализированный центр. В итоге болезнь Крона была подтверждена и спустя несколько месяцев после начала симптомов все-таки было назначено адекватное лечение.

Случай второй: женщина среднего возраста испытывает боли в левой половине живота. Идет к гастроэнтерологу. Был заподозрен колит. Начинает его лечить. В течение нескольких месяцев никакого результата. Пришла к нам в клинику на узи. Была диагностирована мочекаменная болезнь. Камень стоял в лоханке левой почки и вызвал нарушение оттока мочи. Лоханка почки растягивалась и вызвала боль. После проведенной литотрипсии боль прошла. Опять, между возникновением симптомов и установлением диагноза прошло несколько месяцев.

Случай третий: женщина 60 лет жаловалась на одышку при незначительной нагрузке, повышенную температуру тела. В анализе крови были признаки воспаления. Рентген легких ничего не дал. Анализ мочи показал сомнительные данные, в результате чего был по ставлен набочий диагноз пиелонефрит. Были назначены антибиотики но одышка, тахикардия и слабость не проходили. После нескольких недель безуспешного лечения лечащий врач направила пациентку на эхокардиографию на всякий случай. В результате проведенного исследования был диагностирован порок митрального клапана, вызванный отрывом папиллярной мышци – тяжелая митральная недостаточность с развитием легочной гипертензии. После исследования я провел аускультацию легких и обнаружил застойные влажные хрипы в нижних отделах. Все сразу стало на свои места – пневмония, вызванная отеком интерстиция легких. Больная направлена в кардиоцентр для рассмотрения вопроса о протезировании митрального клапана.

Случай четвертый: мужчина 55 лет длительное время испытвал приступы внезапного повышения давления. Цифры систолического давления достигали таких значений, что не хватало шкалы тонометра. Был направлен для проведения дуплексного сканирования почечных артерий. В результате обследования я обнаружил и него опухоль левого надпочечника, похожую на феохромоцитому. Это сразу объяснило причины резкого повышения давления. Вот только эту находку нельзя назвать закономерной. В направлении не было ни намека на поиск опухоли. Если бы врач заподозрил такую возможность, то вначале пациента следовало бы протестировать на уровень метанефринов в крови и в моче. То есть, благодаря тому, что опухоль уже достигла ощутимых размеров, она была видна на узи. Если бы не этот факт, как знать, как долго этот пациент шел бы к установленному диагнозу.

Случай пятый: здоровый мужчина 43 лет много лет занимается бодибилдингом. Без вредных привычек. После одной из тяжелых тренировок почувствовал одышку, потом развился незначительный кашель. Около двух недель лечился от бронхита. Улучшения не наступало. Во время приема я записал ему кардиограмму и сделал эхокардиографию. По результатам исследования заподозрил повышение давления в системе легочной артерии. Пациент был направлен на консультацию в один из кардиоцентров, где не нашли убедительных доказательств патологии и рекомендовали наблюдение. Пришлось настоять на проведении компьютерной томографии органов грудной клетки, где была обнаружена тромбоэмболия крупных ветвей легочной артерии. Пациенту был срочно сделан тромболизис и контрольная томография через 1 месяц показала полное восстановление проходимости ветвей легочной артерии. Все закончилось хорошо.

Подобные ситуации в моей работе случаются довольно часто. Что же их объединяет. На мой взгляд, очевидно, что каждый пациент был у нескольких специалистов, каждый из которых, даже будучи профессионалом в своем деле, видел только одну сторону проявления болезни. Наше восприятие устроено так, что мы замечаем только то, что знаем. Врачи не исключение. Эндокринолог в первую очередь обращает внимание на проявления тех заболеваний, на которых он специализируется, кардиолог – делает то же самое , невропатолог тоже видит только то, что знает. Узкая специализация – это хорошо, но она имеет свои ограничения. Вот как можно представить взгляды на одно целое с разных позиций:

Очень часто, пациент выделяет у себя ведущий симптом, тот, который беспокоит его больше всего и далее идет по одному из двух путей:

(рисунок)

Как выйти из этой ситуации?

Очевидно, что необходим такой врач, который мог бы

1. Оценить увидеть и оценить все симптомы
  2. Назначить необходимые исследования и правильно интерпретировать результаты
  3. Выполнить это исследование.
  4. Назначить необходимое лечение/оказать помощь
  5. Направить на консультацию к узкому специалисту, если это требуется
  6. Проконтролировать назначения узкого специалиста и внести коррективы, если потребуется
  7. Следить за ходом назначенного лечения и принимать вовремя меры, если что-то идет не так
  8. Самое главное: сделать так, чтобы пациент не нуждался в узких специалистах вообще (то есть не допускать его до такого состояния).

Возможно ли это?

На Западе – да. Есть такая специальность – семейный врач, он же врач общей практки.Известно, что около 80% заболеваний, с которыми пациенты обращаются к узким специалистам, вполне могут быть диагностированы и вылечены на первичном уровне. Например, возьмем незначительное повышение артериального давления и уровня холестерина в крови. Самый распространенный вид преморбидного ( предболезненного) состояния. Если эти нарушения заметить вовремя, то можно их устранить вообще без лекарств. Если не обращать внимания – возможны инсульт, инфаркт миокарда, заболевания почек и глаз. Проявлениями гипертонии и атеросклероза сосудов могут быть различные нарушения эректильной функции. Куда пойдет пациент с нарушенным зрением? К офтальмологу. Куда пойдет пациент с импотенцией – к урологу. С отеками – к нефрологу и так далее. На самом деле работать с таким пациентом должен семейный врач. Если допустил пациента к узкими специалистам – значит работал плохо.

Возможны возражения, что невозможно знать все и один специалист не может одинаково хорошо разбираться в вопросах педиатрии, геронтологии, пульмонологии, урологии и акушерства. На Западе считают, что возможно. Поэтому в Германии, например, всего около 40 медицинских специальностей. У нас- 140. Вообще, во всех странах, где развита семейная медицина, показатели здоровья и продолжительность жизни – больше.

Почему же у нас это не работает?

К сожалению, ответ прост. Низкая квалификация врачей. Причины этой низкой квалификации в несовершенной системе нашего медицинского образования. Помимо нетребовательности к знаниями студентов, отсутствии грамотного преподавательского состава, большая роль принадлежит отсутствию системы подготовки специалистов, которые могли бы взглянуть на пациента целиком, не разделяя проявления его болезни на гастроэнтерологические, неврологические, кардиологические или педиатрические. В нашей системе медицинского образования изучают отдельно диагностику внутренних болезней, болезней нервной системы, мочеполовой системы, эндокринной системы и т.п. В цивилизованных странах – студенты осваивают диагностику в целом. У них нет разделения на отрасли. Это ведь логично. Возьмем гипотетического пациента с сахарным диабетом, сердечной недостаточностью, недостаточностью мозгового кровообращения и с гиперплазией предстательной железы. Все его жалобы , симптомы и синдромы будут переплетены. Невозможно их оценить только с позиции уролога или терапевта. Наши врачи просто не подготовлены к интегральному восприятию больного. Западные - наоборот - обучены именно на таких сложных больных.

Еще один момент, отличающий нашу медицину. Нигде в мире, кроме стран СНГ, нет такой специализации как врач УЗИ или врач функциональной диагностики. Терапевт может сам снять кардиограмму и прочитать ее результаты. Гинеколог может сам сделать УЗИ и установить диагноз. Совершенно ясно, что многие наши врачи, не владея методами инструментальной и функциональной диагностики, не в силах не только интерпретировать результаты, но и назначить адекватное исследование, так как сами имеют смутное представление о том, что они хотят получить в результате.

Можно ли исправить ситуацию?

Да. Попытки такие есть. Мы ( наша система здравоохранения) копируем западную модель медицины и у нас выпускают все больше и больше семейных врачей. Номинально. Соответствуют ли они требованиям – вопрос риторический. Чаще всего они дублируют функции участкового терапевта или педиатра.

К счастью, все же еще есть специалисты, которые соответствуют своему названию. Постоянно развивающиеся, обладающие опытом и широкими клиническими знаниями, владеющие иностранными языками и умеющие работать на современном диагностическом оборудовании. Конено, это не значит, что такой специалист на приеме за 5 минут сможет решить сложную проблему, которая мучает пациента долгое время. Чаще всего никаких озарений не происходит. Выполняется методичная рутинная работа, которая рано или поздно, приводит к закономерно положительному результату.

Стоит ли иметь своего семейного врача?

Не просто стоит. Альтернативы нет.

Доктор Михаил Петрик, врач общей практики – семейной медицины, врач узи, врач функциональной диагностики.

Ежегодный контроль здоровья