Узи кишечника

Боль в животе является частым поводом для назначения узи органов брюшной полости. Хорошо изучены и осуществляются практически в каждой клинике, имеющей узи аппарат, такие исследования как узи органов брюшной полости (узи печени, узи желчного пузыря и желчевыводящих путей, узи селезенки и поджелудочной железы). Однако не всегда только эти органы являются причиной боли в животе. Иногда боль связана с сосудами брюшной полости, в которых могут образовываться тромбы и атеросклеротические бляшки. Тогда проводят дуплексное сканирование сосудов брюшной полости.

Показания к узи кишечника

Преимущества узи кишечника

узи кишечника

Петли тонкого и толстый кишечник не всегда хорошо доступны исследованию и проведение КТ (компьютерной томографии) конечно же дает лучшую визуализацию, однако при этом узи кишечника обладает некоторыми несомненными преимуществами:

неспецифический язвенный колит

Узи кишечника в диагностике острого аппендицита

Узи кишечника с успехом применяют в тех случаях, когда стоит вопрос о дифференциальной диагностике острого аппендицита. Дело в том, что симптомы, сходные с острым аппендицитом, могут возникать и при других состояниях. Также не всегда симптомы острого аппендицита являются очевидными. Узи кишечника позволяет отличить воспаленный червеобразный отросток от невоспаленного, а также провести диагностику смежных органов, которые могут быть источником боли. Например, воспаление  правого яичника у женщин или тубоовариальное образование является частым случаем, когда ошибочно ставят диагноз острый аппендицит. Инфаркт большого сальника, перекрут сальниковых отростков восходящей части толстого кишечника также дают боль с права внизу живота. Узи кишечника позволяет выявить нормальный, невоспаленный аппендикс и диагностировать истинную причину боли. В небольшом количестве (около 10%) острый аппендицит разрешается самостоятельно, без оперативного лечения. В этом случае узи кишечника позволяет следить за процессом выздоровления.

опухоль кишечника

Узи кишечника также позволяет быстро оценить развитие осложнений острого аппендицита-некроз, перфорацию, формирование абсцесса. Очень большую помощь в диагностике острого апендицита осуществляет дуплексное сканирование сосудов, питающих червеобразный отросток.

Проведение узи кишечника позволяет уточнить расположение аппендикса. Существует несколько вариантов расположения. Некоторые из них создают значительные трудности во время операции по удалению червеобразного отростка. Узи кишечника позволяет выявить точную локализацию и служит хорошим подспорьем хирургу.

Узи диагностика мезентериального лимфаденита

Мезентериальный лимфаденит – воспаление лимфоузлов, расположенных в корне брыжейки - частая причина боли в животе у детей. Иногда эта боль маскирует начало острого аппендицита. При проведении узи кишечника легко можно увидеть увеличенные лимфатические узлы и облегчить задачу постановки диагноза.

рак сигмовидальной кишки

Узи при опухолях кишечника

Опухоли кишечника вызывают нарушение структуры стенки кишки, утрату слоев, концентрическое или асимметричное утолщение. Такие поражения при узи кишечника называют синдром поражения полого органа (СППО). Некоторые опухоли с экзофитным ростом (рост наружу от просвета кишечника) незаметны при проведении эндоскопического исследования кишечника (фиброколоноскопии). При проведении же узи кишечника такие опухоли хорошо видны. Очень помогает оценить протяженность и уровень поражения наличие или отсутствие перистальтики (движения кишечника). Одним из осложнений опухолевого поражения кишечника является инвагинация (состояние, когда одна часть кишки телескопически погружается в другую часть) кишечника и связанная с этим кишечная непроходимость. Узи кишечника позволяет диагностировать инвагинацию и при помощи дуплексного сканирования оценить кровоснабжение пострадавшего участка кишки. Это определяет, какую тактику выбирать - выжидательную или активную.

усиление сосудистого рисунка: узи кишечника

Совместно с узи кишечника проводят исследование полости брюшины. Брюшиной назыавается тонкая оболочка, которая покрывает кишечник и внутренние органы, а также стенки живота. Пространство, ограниченное брюшиной, называют полостью брюшины. В норме она содержит минимальное количество жидкости, которое при узи не обнаруживается. При некоторых состояниях, например при злокачественных опухолях, циррозе печени, сердечной недостаточности, воспалении кишечника, в брюшной полости может появляться свободная жидкость. Часто на поздних стадиях онкологических процессов происходит метастатическое поражение брюшины. Эти поражения можно заметить при узи.

Цены на узи кишечника в нашей клинике вы можете узнать в соответствующем разделе.

Дуплексное сканирование брюшной аорты и ее висцеральных ветвей

Неотъемлемой частью узи кишечника является также дуплексное сканирование брюшной аорты и ее висцеральных ветвей. Связано это с тем, что при посещении врача самой частой причиной для проведения узи кишечника является боль в животе. Боль в животе может происходить не только от поражения стенки кишечника или любого другого органа. Сравнительно редко источником боли может быть нарушение кровотока в одной из артерий, питающих кишечник. При этом боли возникают чаще всего после еды, когда приток крови к кишечнику увеличен. Сосуды, которые исследуют при узи кишечника: чревный ствол, общая печеночная артерия, селезеночная артерия, верхняя брыжеечная артерия, почечные артерии и нижняя брыжеечная артерия. Также исследуются брюшная аорта, общие подвздошные артерии. Кроме артерий при узи кишечника также исследуются вены: воротная вена, верхняя брыжеечная вена, нижняя полая вена, почечные вены и общие подвздошные вены. Мы считаем, что проведение дуплексного сканирования сосудов брюшной полости является обязательным при узи кишечника, так как оно может нести критически важную информацию. Примером таких случаев может служить обнаружение аневризмы аорты или тромбоза воротной вены. К счастью, такие состояния очень редки, но их нужно рассматривать всегда, когда проводится узи кишечника. Существует еще один тип боли, связанный с сосудами брюшной полости – ущемление чревного ствола правой ножкой диафрагмы. Данная патология требует очень высокой квалификации при диагностике. Необходимо выполнять исследование в разных положениях тела, в фазу вдоха и выдоха. В нашей клинике данное исследование проводится рутинно во время узи кишечника.

Клинический случай, демонстрирующий применение узи кишечника в практике семейного врача

перфорированный дивертикул: узи кишечника

Мужчина 54 лет обратился с жалобами на острую боль внизу живота, тошноту, сухость во рту, отсутствие стула и отхождения газов, повышение температуры тела до 40 градусов. Симптомы возникли за сутки до обращения на фоне обычной диеты. Впервые почувствовал беспокойство внизу живота за 2 года до обращения. Был обследован урологом, было выполнено обычное узи органов брюшной полости, узи простаты. Никаких изменений предыдущие исследования не выявили.

На момент обращения температура тела 39.0 градусов. Пульс 110 уд/мин, АД 150/100. Живот твердый в нижней части, болезненный при пальпации. Больному было выполнено узи кишечника. При узи кишечника было выявлено утолщение стенок сигмовидной кишки, их инфильтрация, утолщение подслизистого слоя и характерные выпячивания, что позволило заподозрить воспаление дивертикулов сигмовидной кишки. В проекции одного из дивертикулов визуализирован участок перфорации. Смежные ткани вокруг измененного отрезка сигмовидной кишки имеют гиперэхогенную структуру, свидетельствующую об отеке и воспалительной инфильтрации. Семейный врач, который производил данное исследование, направил больного на КТ органов брюшной полости с контрастированием, где первоначальный диагноз подтвердился: дивертикулит сигмовидной кишки, перфорация дивертикула, локальный перитонит, абсцесс малого таза. Пациент был в срочном порядке успешно прооперирован. Угроза жизни миновала.

Мы вполняем все виды узи-диагностики: