Варикоз: УЗИ-диагностика варикозного расширения вен

Что такое варикоз

Варикозное расширение вен это видимое поверхностное отображение глубоких проблем, которые заключаются в нарушении направления движения крови по венам. В основе нарушения движения крови по венам лежит изменения нормального направления движения крови на обратное, которое ведет к переполнению вен. Легкие формы варикозного расширения вен носят лишь косметический характер, способствуя появлению подкожной сети из расширенных и извитых венозных сосудов. Более серьезные формы варикоза могут привести к многочисленным системным нарушениям и даже к потере жизни или конечности.

Большинство пациентов с варикозом испытывают боль в конечности, судороги, усталость, тяжесть, пульсацию и жжение. Если варикозное расширение вен существует долгое время, оно может привести к поражению кожи и мягких тканей, вызывая изменения цвета, кожные болезни, появление незаживающих язв и даже развитие раковых опухолей.

Почему развивается варикоз

Пусковым моментом для развития расширения вен служит повышение давление внутри их просвета. Чаще всего страдают вены на ногах. Это объясняется тем, что на эти вены действует сильное гидростатическое давление, когда человек находится в вертикальном положении. Существуют также другие причины, связанные с нарушением оттока по венам, например при формировании тромба в глубоких венах или при сдавливании вены извне.

Рассмотрим развитие варикоза на ногах. Вены на ногах делятся на три вида : глубокие, поверхностные и соединительные. Глубокие вены ног расположены внутри мышечного футляра и способны выдерживать давление до 5 атмосфер. Поверхностные вены расположены подкожно и легко растягиваются. Соединительные вены проходят от поверхностных вен к глубоким. Все вены ног имеют клапаны. Клапаны состоят из двух створок, которые смыкаются и не пропускают кровь при повышении давления в венах. Благодаря клапанам кровь движется только в одном направлении – от периферии к центру, снизу вверх на ногах и с поверхности в глубину. При повышении давления внутри поверхностной вены происходит ее растяжение. Повышение давления может быть совсем незначительным, если у человека существует предрасположенность к варикозному расширению вен. При повышении давления в венах ног происходит расширение внутреннего просвета, створки клапанов не дотягиваются друг до друга и не могут обеспечить плотного смыкания, кровь начинает проходить в обратном направлении. Это явление называется рефлюкс. Возникновение рефлюкса приводит к расширению вен на смежных сегментах и к захвату еще одного клапана. Далее реакция развивается по цепочке. Расширенные поверхностные вены могут запасать большое количество крови. Это увеличивает нагрузку на соединительные вены. Из-за повышенной нагрузки соединительные вены расширяются и в них тоже развивается недостаточность клапанов. В итоге кровь, которая должна проталкиваться вверх при сокращении мышц ног, начинает попадать через несостоятельные клапаны соединительных вен в систему поверхностных вен, приводя к их еще большему расширению. Видимым проявлением является появление варикозных вен на ногах. Развитие обратного кровотока приводит к замедлению движения крови по венам и может вызывать тромбозы и тромбофлебиты поверхностных и глубоких вен.

Причиной развития варикозного расширения вен может стать любой фактор, ведущий к повышение давления в венах и/или к ослаблению прочности венозной стенки. Такими факторами могут быть тромбоз глубоких вен, беременность, сдавление нижней полой вены опухолями, вредные профессиональные факторы – длительное стояние на ногах или физические нагрузки, связанные с поднятием тяжестей.

Известны также основные факторы, приводящие к развитию варикоза: женский пол, избыточный вес, высокий рост, генетическая предрасположенность.

Осложнения варикозного расширения вен

Длительно существующие расширенные вены на ногах способны вызвать нарушения в кровоснабжении кожи и мягких тканей . Нарушение кровоснабжения проявляется в отеке тканей и недостаточном поступлении в них кислорода и питательных веществ. Из-за этого развиваются так называемые трофические изменения. Кожа в области расширенных вен становится более толстой, шелушится, воспаляется. Часто она меняет цвет и на ней могут появится язвы, которые долго не заживают.

Наиболее опасным осложнением варикоза вен является тромбоз глубоких вен. Тромбоз возникает из-за нарушения движения крови по венам. Формирование тромба может затрагивать небольшой сегмент, а может поражать всю ногу, выходя по глубоким венам в нижнюю полую вену. Наиболее опасным является появление флотирующих тромбов. Эти тромбы имеют подвижную верхушку, которая может отрываться, вызывая попадание кусочков тромба в легкие и даже в головной мозг (при открытом овальном окне в сердце). Попадание тромба в легкие называется тромбоэмболией легочной артерии, а попадание тромба в сосуды мозга проявляется инсультом. Это очень опасные состояния, которые потенциально могут приводить к смерти.

Диагностика варикозного расширения вен и его осложнений

Расширенные вены на ногах обычно хорошо видны и их без труда замечает сам пациент. Однако судить о том, насколько опасно это состояние только по внешнему виду нельзя. С одной стороны расширенные вены на ногах, которые явно бросаются в глаза, могут быть проявлением только косметического дефекта, с другой стороны существуют опасные тромбозы глубоких вен, которые пациент субъективно не замечает.

В настоящее время золотым стандартом в диагностике варикозного расширения вен ног и его осложнений является ультразвуковая методика дуплексного сканирования вен. При помощи этой методики оценивается работа клапанов поверхностных, соединительных и глубоких вен. Выявляются нарушения проходимости вен и тромбы. Своевременно проведенное узи исследование вен позволяет избежать тяжелых осложнений, а также дает ценную информацию относительно планирования лечения варикозного расширения вен.

Узи вен может быть полезным при дифференциальном диагнозе кожных поражений голени, при установлении причины отеков ног (например, связанных с сердечной недостаточностью), при болях в ногах, которые могут быть связаны как с заболеваниями суставов, так и с нарушением артериального кровообращения (при облитерирующем атеросклерозе сосудов ног).

При необходимости в нашей клинике можно совершить все обследования, достаточные для ответа на вопрос о симптоме, с которым обратился пациент. Например, если во время проведения узи вен признаков патологии не обнаруживается, пациенту можно сделать, исследование суставов или сердца, поражение которых могут вызвать сходную симптоматику. То есть в любом случае мы можем разобраться в причине.

Иногда проведения узи вен может быть недостаточно. Это связано с телосложением пациента или с предполагаемой локализацией нарушений в том сегменте, который не доступен визуализации при помощи дуплексного сканирования. Например у тучных пациентов или при локализации тромба в подвздошных сосудах или сосудах таза. В таких случаях прибегают к магнитно-резонансной венографии или к рентгеновскому исследованию – контрастной венографии.

Мы вполняем все виды узи-диагностики: