Инстилляция

Инстилляция это метод лечения заболеваний мочеполовой системы при котором осуществляется вливание жидкого лекарственного средства в полый орган. Инстилляция в гинекологической практике и урологической практике осуществляется через специальную трубочку–катетер в полость мочевого пузыря и в мочеиспускательный канал.

Зачем применяют инстилляции

Инстилляция относится к одному из видов местного лечения. Местное лечение, в отличие от системного, характеризуется тем, что лекарственный препарат действует только на ограниченном участке тела. Примером местного лечения служат компрессы, лечебные пластыри и различные мази. При местном лечении достигается сразу несколько целей. Во-первых при этом способе применения лекарственное вещество действует на ограниченном участке и все потенциальные побочные эффекты (токсическое воздействие на печень, нервную, иммунную систему, микрофлору и т.д) при местном лечении отсутствуют. Во –вторых концентрация лекарства, например при инстилляции повышена именно в том месте, где это нужно (например в мочеиспускательном канале), а не в печени, нервной системе, суставной жидкости и других органах. В–третьих, в тех случаях, когда необходим быстрый заживляющий эффект при повреждениях слизистой, при помощи инстилляций происходит наиболее быстрое воздействие.

Когда применяют инстилляции у женщин

Чаще всего инстилляции лекарств в мочевой пузырь у женщин применяют при хроническом цистите, когда есть нарушения слизистой оболочки. Порою даже при назначении длительного курса антибиотиков невозможно избавиться от частых позывов к мочеиспусканию и болезненных ощущений в мочевом пузыре. Для эффективного восстановления слизистой мочевого пузыря применяются специальные препараты, обладающие способностью снимать раздражение и заживлять повреждения. В некоторых случаях инстилляция в мочевой пузырь при хроническом циститите может уменьшать потребность в применении антибиотиков. Для этого вводят бактериофаги – вирусы бактерий. Бактериофаг поражает бактерию, вызывая ее гибель и является средством биологической борьбы с патогенами. Известны бактериофаги против кишечной палочки, протея, стафилококка и других патогенных микроорганизмов. Особенно важную роль инстилляции играют при состояниях, когда воспалительный процесс поражает глубокие слои мочевого пузыря, а антибиотики не могут проникнуть в толщу слизистой. Для инстилляций в мочевой пузырь применяют проводники антибиотков, например димексид. Димексид способен проникать в толщу слизистой не причиняя ей вреда и проводить вглубь растворенный антибиотик. Кроме этого димексид обладает способностью обезболивать и улучшать заживление тканей.

Применение инстилляций при лечении цистита у женщин в нашей клинике используется очень широко. Благодаря местному лечению происходит быстрое выздоровление и уменьшается нагрузка на организм из-за применения антибиотиков.

Когда применяют инстилляции у мужчин

Инстилляции в мочеиспускательный канал у мужчин применяются при лечении хронического уретрита и простатита. Предпосылками для применения служат анатомические особенности мочеиспускательного канала и простаты. В мужской мочеиспускательном канале существуют углубления –железы и лакуны, которые при хронических воспалительных процессах могут осумковываться и быть отгороженными от окружающих тканей. Таким образом организм страхует себя от распространения инфекционных процессов, но это имеет и обратную сторону. Осумкованные очаги очень плохо проницаемы для антибиотиков и поэтому в них длительное время возможно существование бактерий в дремлющем виде. Если применять только общее лечение антибиотиками, то не всегда лекарство создает нужную концентрацию в очаге воспаления. Инфекция остается невылеченной и может рецидивировать спустя какое-то время. Чтобы не допустить подобной ситуации применяются инстилляции в мочеиспускательный канал лекарственного средства. В нашей клинике используются не только растворы, но и эмульсии – лекарства с консистенцией мази, которые длительное время удерживаются на слизистой, создавая постоянную высокую концентрацию действующего вещества. Применение инстилляций в лечении, например, хламидиоза ускоряет процессы выздоровления почти в 2 раза по сравнению с терапией только антибиотиками и иммуностимуляторами.

При лечении простатита используется как массаж простаты, так и инстилляции в заднюю (простатическую часть) мочеиспускательного канала. При этом после массажа в ацинусах железы создается отрицательное давление по отношению к просвету мочеиспускательного канала и лекарственное вещество попадает непосредственно в место воспаления. Это существенно ускоряет процесс лечения простатита.

Как проводится инстилляция

У женщин эта процедура проводится на гинекологическом кресле. Женский мочеиспускательный канал короткий и относительно широкий, поэтому болезненные ощущения практически полностью отсутствуют. Инстилляция выполняется при пустом мочевом пузыре и после нее необходимо в течение 2 часов воздерживаться от мочеиспускания. Для инстилляции используют одноразовую трубочку–катетер. Катетер изготовлен их термопластичного материала (становится мягким при нагревании до температуры человеческого тела) и имеет абсолютно гладкую поверхность в закругленным кончиков. Травматизация при проведении инстилляции мягким катетером в мочевой пузырь исключена

У мужчин инстилляция уретры проводится также при помощи мягкого катетера небольшого диаметра. Свободный конец катетера присоединяют к шприцу с лекарственным средством. Катетер вводят в мочеиспускательный канал. Использование катетера необходимо, так как лекарство должно попасть на всю поверхность мочеиспускательного канала, который в среднем у мужчин имеет длину 18 см. Техника инстилляции у мужчин сложнее, чем у женщин.Это связано с необходимостью пройти физиологическое сужение и изгиб мочеиспускательного канала в месте перехода промежностной в висячую часть. Процедура также является абсолютно безболезненной.

Количество инстилляций, необходимых для лечения, подбирается индивидуально, в соответствии с заболеванием и текущими контролями при лечении.