Медицинский Центр «Ультрасаунд Про» (096) 036-15-91
(044) 331-91-11
Киев, ул. Павловская, 17
Мы лечимСимптомыДиагностикаМетоды леченияНаши врачиОтзывыЦены

a world class medical care

you deserve it

Программа медицинского сопровождения

Обструктивный ксеротический (склерозирующий) баланит

Что такое обструктивный ксеротический (склерозирующий) баланит

Обструктивный ксеротический баланит это хроническое прогрессирующее воспалительное заболевание головки полового члена и крайней плоти, которое проявляется появлением бледно-белых участков вблизи устья мочеиспускательного канала, постепенным развитием затвердения кожи, растрескиванием кожи, на месте которого форимруются белесые рубцы,которое приводит к сужению наружного отверстия мочеспускательного канала и крайней плоти (если процесс затрагивает крайнюю плоть. Заболевание не является инфекционным и не передается половым путем. Точная причина облитерирующего ксеротического баланита в настоящее время неизвестна. Следует сказать, что проявления, подобные тем, которые развиваются на головке члена и на крайней плоти, также могут наблюдаться и в других местах. Поэтому более правильное название данного поражения склерозирующий лишай. У женщин это заболевание описывается гинекологами как крауроз вульвы. Таким образом в настоящее время считается, что склерозирующий лишай существует в виде поражения гениталий и экстрагенитальных отделов. Генитальные проявления склерозирующего лишая встречаются в 5 раз чаще, чем негенитальные. Иными словами облитерирующий ксеротический баланит и крауроз вульвы это генитальные проявления склерозирующего лишая.

Что лежит в основе заболевания

В настоящее время подтверждено, что причиной развития склерозирующего лишая (обструктивного ксеротического баланита, как частного проявления) служит воспалительные изменения с сосочковом слое кожи и слизистых, что приводит к реакции фибробластов и ведет к развитию фиброза сосочкового слоя кожи. Пусковым механизмом для данной реакции служит появление аутоантител к внеклеточному матричному протеину 1 (ECM1). Появление антител к этому протеину вызывает воспалительную рекацию сосудов микроциркуляторного русла кожи и слизистых. Воспалительные изменения сосудов приводят к локальной ишемии, которая ведет к повреждению клеток кожи. Также имеются данные об активизации цитотоксических влияний клеток собственной иммунной системы на клетки кожи.

Признаки обструктивного ксеротического баланита

Заболевание начинается как правило с небольших неправильной формы возвышений над кожей или слизистой, которые имеют белесый цвет. Затем эти возышения объединяются в большее образование. Иногда вначале появляются трещины, которые после заживленя оставляют также возвышающиеся участки белого цвета. Со временем трещины и возвышения исчезают и остается блестящая, мраморного цвета поверхность. На этой поверхности могут быть расширенные сосуды. Размеры поверхности начинаются от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Длительное время такие изменения не причиняют никакого беспокойства, однако в период роста кожных поражений возможны такие симптомы:

В дальнейшем поражение может распространяться на мочеиспускательный канал, ладьевидную ямку, уздечку и другие отделы полового члена, а также на крайнюю плоть. Также могут возникать эрозии, точечные кровоизлияния, трещины и пузырьки, наполненные серозной жидкостью. В результате длительного течения может наступать сужение наружного отверстия мочеиспускательного канала.

Причины обструктивного ксеротического баланита

В настоящее время нет однозначно принятого мнения о причине заболевания. Некоторые исследования сообщали о роли бактерий рода Боррелия в формировании обструктивного ксеротического баланита (склерозирующего лишая), однако эти данные не были подтверждены. В то же время несколько независмых исследований подтвердило существование высокого уровня аутоантител к эктрацеллюлярному матричному протеину1 (ЕСМ1) у больных. Считается, что к формированию склерозирующего лишая могут привести генетические факторы, влияния внешней среды, гормональные и инфекционные причины. Местное раздражение или травма могут играть роль спускового крючка у генетически предрасположенных людей. Роль ВПЧ 6 и 16 типа в развитии обструктивного ксеротического баланита не доказана.

Лечение баланита

До сих пор нет по-настоящему полноценного лечения при обструктивном ксеротическом баланите. В основном применяют препараты глюкокортикоидных гормонов в виде местного лечения – мазей и кремов. Хорошо зарекомендовал себя клобетазола пропионат (Дермовейт). Однако назначение глюкокортикоидов, как и других средств, не способно повлиять на уже сформированные рубцы, поэтому наиболее эффективно в ранних стадиях заболевания. Все же, по крайней мере, удается затормозить процесс рубцевания. Также применяют препараты ретиноидов –ацитретин (Неотигазон), иммунодепрессанты –мазь, содержащая такролимус.

В тех случаях, когда процесс локализован на крайней плоти проводят циркумцизию – обрезание. В случае стриктуры наружного устья уретры (сужения устья мочеиспускательного канала) проводят меатотомию- хирургическое расширение.

Прогноз

У людей с обструктивным ксеротическим баланитом повышен риск развития чешуйчато-клеточного рака, железисто-чешуйчатого рака и веррукозной карциномы. Поэтому необходимо тщательно следить за любыми изменениями слизистых и кожи при данном заболевании. Насторожить должно изъязвление, появление возвышений, боли, крови, увеличение паховых лимфоузлов и отсутствие ответа на проводимую противовоспалительную и антибактериальную терапию.