Трихомониаз у женщин и мужчин: лечение трихомониаза

Трихомониаз это заболевание передающееся половым путем. Возбудитель заболевания Trichomonas vaginalis. Трихомониаз у женщин может протекать бессимптомно, но может и вызываеть раздражение влагалища и обильные желто – зеленые пенистые выделения. Трихомониаз у мужчин часто протекает незаметно. Есть данные, что это заболевание вызывает повышенный риск развития рака шейки матки, может стать причиной бесплодия, побочных явлений во время беременности. Также очень часто трихомониаз сопровождается другими инфекциями, передающимися половым путем и есть данные о том, что это заболевание способствует инфицированию вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ. Было показано, что Trichomonas vaginalis другие трихомонады могут присутствовать в ротовой полости человека и даже в легких. Как правило данная локализация наблюдается у пациентов с ослабленной иммунной системой.

Что вызывает трихомониаз

Возбудитель трихомониаза, влагалищная трихомонада – представитель семейства простейших. Простейшие - это микроорганизмы имеющие ядро (эукариоты), по своим структурным особенностям устроены более сложно, чем бактерии и с точки зрения эволюции являются более высокоразвитыми. Трихомонады способны к активным движениям благодаря особой структуре – ундулирующей мембране. Также трихомонады имеют жгутики. Размеры трихомонады составляют около 10 нм, однако они могут варьировать в зависимости от внешних условий. Влагалищная трихомонада обладает прямым повреждающим действием на эпителий, вызывая его изъязвление. Изъязвление в свою очередь увеличивает риск заражения вирусами, передающимися через кровь: ВИЧ, вирусы гепатита С и В. Симптомы трихомониаза наступают спустя 4- 28 дней после заражения, однако средняя продолжительность инкубационного периода обычно составляет 7-10 дней. Трихомонады у инфицированных женщин можно обнаружить во влагалище, в канале шейки матки,в мочеиспускательном канале, в мочевом пузыре и в бартолиниевых железах. У мужчин трихомонады выявляются в мочеиспускательном канале, в предстательной железе, придатках яичка и в сперме.

Основные осложнения трихомониаза

Трихомониаз широко ассоциирован с наличием других заболеваний, передающихся половым путем, включая гонорею, хламидиоз и вирусные заболевания. Трихомониаз вызывает повышение восприимчивости к вирусу простого герпеса (возбудителю генитального герпеса), ВИЧ и ВПЧ. Люди, страдающие трихомониазом в 2 раза чаще болеют СПИДом. Существует два объяснения этому факту:

1. повреждение слизистой оболочки, вызываемое трихомонадой, позволяет быстрее вирусу быстрее проникнуть в организм человека;
  2. при трихомониазе запускается каскад иммунных реакций, которые ведут к повышению активности разножения ВИЧ в инфицированных клетках.

Трихомониаз у беременных женщин может вести к инфицированию и преждевременному разрыву плодных оболочек, а также к зарежению ребенка во время родов. Трихомониаз у женщин может стать причиной аднексита, цервицита и эндометрита. Есть исследования, в которых показана в 1.9 раза большая частота возникновения внематочной беременности у инфицированных женщин. Имеются доказательства связи дисплазии шейки матки и трихомониаза. У мужчин осложнения трихомониаза включают простатит, эпидидимит, стриктуры уретры и бесплодие.

Симптомы трихомониаза

Трихомониаз у женщин может не иметь никаких симптомов. В большинстве же случаев возникают симптомы вагинита. При этом появляются желто – зеленые выделения, иногда пенистые. Часто выделения сопровождаются сильным зудом и раздражением влагалища. У женщин также может наблюдаться кровотечения из влагалища после полового контакта. При трихомониазе в 45 % случаев видны характерные изменения на слизистой шейки матки и влагалища во время проведения кольпоскопии. В некоторых случаях женщины могут жаловаться на боль внизу живота.

Трихомониаз у мужчин имеет очень скудную симптоматику. Характерно появление серо-зеленых выделений из мочеиспускательного канала. Чаще всего у мужчин заболевание протекает в виде уретрита. Как правило интенсивность выделений больше вего в первые дни заболевания. В дальнейшем, при отсутствии лечения выделения могут исчезнуть сами по себе, что, однако не говорит о том, что заболевание исчезло. В осложненных случаях возникают симптомы простатита и эпидидимита.

Диагностика трихомониаза

Самым простым и быстрым методом диагностики является световая микроскопия отделяемого из очага воспаления в капле физиологического раствора. При этом методе наблюдают в неокрашенном мазке движения трихомонады. Метод очень прост, но его чувствительность недостаточно высока, около 60%.

Окраска мазков с микроскопией также недостаточно точна. Трихомонады могут быть похожими на клетки эпителия и в большом количестве случаев можно получить либо ложноположительные либо ложноотрицательные результаты. Как правило точность составляет около 50%. Следует Вдобавить, что методы микроскопии очень зависят от квалификации лаборанта.

Культуральный метод: выращивание трихомонады на искусственной питательной среде. Производят посев из пораженного очага и культивируют в анаэробных условиях (без доступа кислорода). Этот метод самый точный – 95%. Ограничивает его применение относительно долгое ожидание результата и значительная трудоемкость. ПЦР - полимеразно-цепная реакция. Имеет чувствительность 84%. Это довольно неплохой показатель. В настоящее время ПЦР широко используют для диагностики трихомониаза.

Лечение трихомониаза

Лечение трихомониаза основано на общих принципах терапии воспалительных заболеваний мочеполовой системы. Существует два подхода, которые зависят от того, свежее или хроническое заболевание приходится лечить. Если у пациента заболевание свежее, то есть прошло не более 2 месяцев с момента появления симптомов, лечение начинается с антипротозойных средств. Если заболевание хроническое - лечение антипротозойными препаратами начинают после иммностимуляции. В настоящее время существует проблема устойчивости трихомонад к лекарственным средствам. Это связано с попытками неправильного лечения, которое приводит к формированию устойчивых к лекарствам штаммов. Люди, которые «лечили» трихомониаз неправильно, после того, как пропадают симптомы становятся уверенными, что заболевание прошло. Однако часто это не так и ведет к передаче адаптированной к лекарствам трихомонады половому партнеру. Таким образом, даже если мы сталкиваемся со свежим заболеванием и пациент еще не принимал лекарств, мы не можем предполагать насколько возбудитель чувствителен или устойчив к планируемым для лечения лекарствам. Поэтому часто лечение начинается с эмпирического назначения препарата с последующим контролем. Если интенсивность воспаления снижается в течение трех дней, терапию можно продолжать. Если нет, нужно менять препарат и /или способ его введения. Препараты для лечения трихомониаза достаточно токсичны, поэтому в нашей клинике делается большой акцент на применении местного лечения (инстилляции в уретру и вагинальные аппликации). Местное лечение не может полностью заменить антибиотки, но способно существенно ускорить лечение. Лечение необходимо проводить обоим партнерам. Очень важно осознавать, что просто выполнение жесткой схемы, назначенной врачем еще не приводит к автоматическому излечению. Слишком много факторов оказывет влияние на исход. Поэтому всегда необходим текущий лабораторный контроль во время процесса лечения и после него, как минимум в течение одного месяца. Только с таким подходом можно быть убежденным в полном излечении.