Простатит

Простатит в строгом понимании - это воспаление ткани предстательной железы. Согласно современной классификации существует 4 типа простатита:

1. Острый бактериальный
  2. Хронический бактериальный
  3. Хронический небактериальный
    • Воспалительный
    • Невоспалительный (синдром хронической тазовой боли)
  4. Бессимптомный
острый простатит

Острый простатит у мужчин диагностируют, если заболевание длится менее, чем 2 месяца. Хронический простатит возникает при сроке заболевания более 2 месяцев.

Симптомы

Симптомы и признаки простатита у мужчин очень разнообразны. Чаще всего наблюдается боль в промежности, боль по внутренним поверхностям бедер, которая может отдавать в задний проход. Могут беспокоить частые позывы на мочеиспускание, которые носят императивный характер. Также возникают затруднения при мочеиспускании.

Заподозрить воспаление предстательной железы у мужчин можно при возникновении болей при семяизвержении. Изменении цвета спермы и появления примесей крови в сперме.

острый простатит

Причины воспалительного поражения предстательной железы многообразны.

Часто причиной простатита служат инфекции, передаваемые половым путем. Это хронические или острые воспаления мочеиспускательного канала, которые распространяются на задние отделы и инфицируют предстательную железу.

Помимо инфицирования мочеполовой системы у мужчин в развитии простатита могут играть роль нарушения кровообращения (венозного оттока) в малом тазу, нарушения в работе мышц, участвующих в мочеиспускании и в семяизвержении. Так развивается хронический застойный простатит.

Широко распространено мнение, что воспаление предстательной железы происходит из-за переохлаждения. Это неверное представление. Само по себе переохлаждение организма не вызвает понижения температуры тела и никаким образом не влияет на предстательную железу. Однако, если в железе существуют предпосылки для возникновения воспаления, они могут реализоваться в результате снижения защитных сил организма из-за переохлаждения. Таким образом переохлаждение играет роль спускового крючка для развития заболевания. У совершенно здорового мужчины воспаление предстательной железы никогда не разовьется из-за того, что «посидел на холодном». Также в корне неправильное мнение о том, что заболевания предстательной железы преследуют людей, занимающихся велоспортом. Это еще одно заблуждение. Велосипедист сидит на седалищных буграх, а не на простате. И шансы получить заболевание у него гораздо меньше, чем у мужчин, ведущих сидячий образ жизни в офисе.

При длительном течении воспаления ткань предстательной железы подвергается рубцеванию и на рубцах откладываются соли кальция. Так формируется калькулезный простатит.

Диагноз строится на нескольих факторах:

Жалобы пациента: боль в промежности, при семяизвержении, при мочеиспускании, затруднения при мочеиспускании и т.д. В острых случаях возможны общие симптомы, такие как повышение температуры тела, ломота в мышцах.

предстательная железа в норме (продольный срез)

Исследование секрета предстательной железы: процедура исследования состоит в том, что пациенту выполняется пальцевой массаж предстательной железы и при этом получают каплю секрета.Секретом предстательной железы называется жидкость, которая вырабатывается в предстательной железе. В лабораторных условиях производится определение количества лейкоцитов в секрете предстательной железы, наличие патогенных бактерий, омертвевших тканей. Количество лейкоцитов в секрете предстательной железы – самый важный показатель лабораторной диагностики простатита у мужчин. В норме содержание лейкоцитов в секрете предстательной железы не превышает 10 в поле зрения. Если количество превышает 10, то это уже патология.

УЗИ предстательной железы: очень важный диагностический инструмент. В настоящее время золотым стандартом в диагностике заболеваний предстательной железы является трансректальное ультразвуковое исследование предстательной железы-ТРУЗИ. Однако УЗИ не является решающим в диагностике, а носит лишь вспомогательный характер, позволяющий уточнить форму заболевания и определиться с тактикой лечения.

Также при помощи УЗИ можно получить ценную информацию о состоянии семенных пузырьков.

Только на основании этих трех факторов: жалоб пациента, лабораторных показателей секрета и данных узи можно поставить диагноз простатит у мужчин. Распространенным заблуждением является постановка этого диагноза только по результатам узи.

предстательная железа в норме (поперечный срез)

Последствия и осложнения простатита в основном проявляются в рубцевании ткани предстательной железы и развитии фиброза предстательной железы. Фиброз предстательной железы может затруднять мочеиспускание и приводить к нарушению работы почек. Хроническое воспаление предстательной железы вызывает изменение свойств спермы, которое проявляется снижением подвижности сперматозоидов и может стать причиной бесплодия. Есть данные, что это заболевание способствует повышению риска развития рака предстательной железы.

Методы лечения простатита зависят от причины заболевания.

Можно выделить две основные группы с диагнозом бактериальный простатит и застойный( конгестивный) простатит. Причина поражения предстательной железы в первой группе- первичная инфекция мочеполовой системы. Причина воспаления во второй группе - нарушения кровообращения в малом тазу. Бактериальный простатит бывает острым и хроническим. Застойный – всегда хронический. При лечении острого простатита не требуется проведения массажа предстательной железы. При хроническом одним из основных методов лечения является массаж предстательной железы. Массаж предстательной железы выполняется пальцем через прямую кишку. Длится массаж предстательной железы не больше одной минуты. При массаже предстательной железы происходит опорожнение предстательной железы от секрета, содержащего бактерии, улучшается циркуляция крови в ткани предстательной железы, стимулируются мышечные волокна предстательной железы. Методы лечения предстательной железы многообразны, но ни один из них не является доказанно эффективным, кроме массажа предстательной железы. Массаж предстательной железы выполняет роль дренажа - подобно дренажу, который оставляют хирурги в глубокой ране. В результате массажа предстательной железы лекарства, которые применяются при лечении хронического простатита, лучше проникают в ткани железы.

узи: воспаление периуретральной области предстательной железы

Массаж предстательной железы противопоказан, если у мужчины обнаружена аденома предстательной железы или подозрение на рак предстательной железы, крупные камни предстательной железы, обострение геморроя, анальные трещины и другие заболевания прямой кишки. Для исключения противопоказаний к массажу в нашей клинике в обязательном порядке производится трансректальное ультразвуковое исследование предстательной железы всем пациентам старше 40 лет.

После массажа предстательной железы, когда железа подобно выжатой губке, начинает расправляться, в протоках предстательной железы создается отрицательное давление , которое способствует захвату содержимого задней части мочеиспускательного канала. Это явление мы используем для того, чтобы подать раствор лекарственных средств в заднюю часть мочеиспускательного канала при помощи катетера непосредственно в область выхода протоков предстательной железы. При этом происходит поглощение тканью предстательной железы лекарственного средства и таким образом осуществляется местное лечение.

узи: рак простаты

При застойном простатите назначают ректальные свечи, содержащие средства, стимулирующие кровообращение в предстательной железе и укрепляющие стенки вен простатического сплетения. Антибиотики при этой форме заболевания применяют для подавления условно-патогенной микрофлоры.

При бактериальном простатите применяют свечи, способствующие уменьшению рубцовых изменений в предстательной железе и повышающие биодоступность антибиотиков.

Антибиотики подбираются в зависимости от вида возбудителя. Перед применением антибиотиков обязательно проводится иммуностимуляция. Иммуностимуляция - это комплекс мер, целью которых является активизация защитных сил организма в борьбе с инфекцией, повышение проницаемости очагов хронических инфекций для лекарств, а также для подавления развития устойчивости бактерий к антибиотикам.

Половая жизнь при лечении хронического простатита не ограничивается. Наоборот, нормальный ритм половой жизни является дополнительным фактором улучшающим кровоснабжение предстательной железы и является дополнением к массажу, обеспечивая те же эффекты, что и массаж предстательной железы.

В основном хронический простатит хорошо поддается лечению и можно говорить о полном выздоровлении пациента. Длительность лечения обычно составляет около 1 месяца. Некоторые формы, такие, как синдром хронической тазовой боли, небактериальные, вызванные нарушением координации мышц, ответственных за мочеиспускание – требуют более длительного лечения и сегодняшний уровень развития медицины не может гарантировать полного излечения.

узи: рак простаты

В нашей клинике мы отвергаем такие понятия как «курс лечения». Лечение хронического длится ровно столько, сколько необходимо для полного исцеления пациента. Само понятие «курс лечения» неприемлемо, так как представляет собой стандартный подход к индивидуальному случаю и не учитывает индивидуальных особенностей пациента. Перед началом лечения невозможно дать точный прогноз относительно того, как пойдет процесс выздоровления.

Критерии полного излечения: отсутствие субъективной симптоматики (жалоб), нормализация показателей секрета предстательной железы и благополучная картина при УЗИ.

Хронический простатит у мужчин можно и нужно вылечить. Доказательство полного излечения – контрольные исследования спустя 3 месяца, 6 месяцев и год после лечения, которые показывают стойкий положительный эффект.

Профилактика

Прежде всего необходимо предупреждать заражение инфекциями, передающимися половым путем. Необходим нормальный ритм половой жизни без долгих перерывов и без чрезмерно частых контактов. Нужно избегать сидячего образа жизни, чтобы не нарушать кровообращение в малом тазу. Правильно питаться, чтобы не возникало запоров. Контролировать вес и заниматься физическими упражнениями.

Читайте по теме: