Эндометрит: лечение эндометрита

Что такое эндометрит

Эндометрит это воспаление внутренней оболочки матки, которая называется миометрий. В дополнение к миометрию при эндометрите часто поражаются другие слои матки – миометрий и, реже, параметрий. Все эндометриты можно объединить в две группы – связанные с беременностью и не связанные с беременностью. Не связанные с беременностью эндометриты входят в группу воспалительных заболеваний малого таза. Эндометрит часто возникает совместно с сальпингитом (воспаление маточных труб), оофоритом (воспаление яичников) и пельвиоперитонитом (воспаление брюшины, покрывающей органы малого таза). Любое сочетание эндометрита, сальпингита, пельвиоперитонита и тубоовариального абсцесса называют воспалением органов малого таза. Диагноз эндометрита обычно ставится клинически, основываясь на высокой температуре и болях внизу живота. Некоторые случаи, например эндометрит после кесарева сечения, требуют стационарного лечения, в то время как легкие и средней тяжести эндометриты лечатся антибиотиками в амбулаторных условиях.

узи Эндометрит

Как возникает эндометрит

Обычно эндометрит возникает из-за инфекций, котороеые распространяются из нижних отделов мочеполовой системы. С точки зрения патологических процессов, протекающих при воспалении эндометрия можно выделить острый эндометрит и хронический эндометрит. При ситуациях, не связанных с беременностью, предшественниками эндометрита являются воспалительные заболевания малого таза и гинекологические манипуляции. При связи с беременностью эндометрит возникает как осложнение послеродовой инфекции. Хронический эндометрит, связанный с беременностью характеризуется накоплением в полости матки продуктов, оставшихся после родов или аборта. При этом в полости матки после родов остается большая раневая поверхность из-за отторгнутой плаценты. Она представляет входные ворота для инфекции. Хронический эндометрит, не связанный с беременностью ассоциирован с присутствием таких инфекционных процессов как хламидиоз, бактериальный вагиноз, туберкулез и т.п.

Что вызывает эндометрит

Эндометрит это полимикробное заболевание. В воспалении задействованы как правило 2-3 вида микроорганизмов. В большинстве случаев это восходящая инфекция, которая формируется из нормальной сапрофитной микрофлоры влагалища. Часто выделяемые микроорганизмы, такие как Уреаплазма, Гарднерелла, Пептострептококки, Бактероиды, Стрептококки группы В. Хламидии чаще связаны с появлением поздних послеродовых эндометритов.

Прогноз при эндометрите

Как правило при своевременно начатой антибиотикотерапии нормализация состояния наступает в течение 48-72 часов. Если антибиотикотерапия назначена поздно, может возникнуть такое осложнение как септический шок. При своевременно начатом лечении эндометрита не отмечается повышения осложнений беременности, бесплодия и хронической тазовой боли.

Диагностика эндометрита

Диагноз обычно базируется на таких клинических признаках:

При обследовании больной при эндометрите обнаруживают такие признаки:

Если после родов сразу поднимается температура выше 38.7 градусов цельсия или держится в течение 10 дней на уровне 38 и выше, нужно быть настороженным в отношении послеродового эндометрита.

Факторы риска развития эндометрита

Женщины особенно предрасположены к эндометриту после родов или абортов. Шейка матки у них становится открытой и перестает на время выполнять защитную функцию.Кроме того большое количество продуктов распада, удаляющихся из полости матки представляет собой благоприятную питательную среду.

Наиболее важные факторы риска развития послеродового эндометрита.

Менее значимые факторы риска эндометрита:

Следующие факторы увеличивают риск развития эндометрита как послеродового так и не связанного с родами:

Потенциальные осложнения эндометрита

Распространение инфекции на маточные трубы и яичники ведет к их воспалению а также к воспалению малого таза, что приводит к нарушению функционирования маточных труб, появлению спаек в полости малого таза и в конечном итоге к бесплодию, высокому риску внематочной беременности и хронической тазовой боли.

Помимо клинических признаков для диагностики эндометрита применяют такие исследования как общий анализ крови, бактериальный посев отделяемого из матки на микрофлору и чувствительность к антибиотикам, ПЦР (полимеразно-цепную реакцию) на заболевания, передающиеся половым путем.

Узи матки при эндометрите

При помощи узи матки можно диагностировать увеличение матки в размерах, запаздывание ее инволюции после родов, наличие в полости матки жидкости или остатков плаценты, крови, наличие тромбов в венах окружающих матку, распространение воспаления на маточные трубы и формирование гидросальпинкса и пиосальпинкса.

Лечение эндометрита

Общие принципы лечения эндометрита таковы: тяжелые послеродовые эндометриты лечатся в стационаре. Легкие и средние формы эндометрита можно лечить амбулаторно. Практикуют применения антибиотиков эмпирически при острых эндометритах и по результатам чувствительности к антибиотикам или основываясь на свойствах бактериального возбудителя . Эмпирическое лечение антибиотиками – это лечение, основанное на предположении, какой именно возбудитель вызвал эндометрит. Раннее назначение антибиотиков ведет к благополучному исходу эндометрита у более, чем 90% больных. При назначении антибиотиков во время острого эндометрита нет времени на ожидание результатов посевов и антибиотикограммы. Подбирают как правило два препарата, которые взаимно перекрывают весь потенциальный спектр микроорганизмов, способных вызывать эндометрит. В случае хронического эндометрита лечение проводят уже зная, каким микроорганизмом он вызван и к каким антибиотикам у него обнаружена чувствительность. Соответственно этому выбирают те лекарства, к которым ожидается повышенная чувствительность.

Что еще важно знать про эндометрит

Часто течение эндометрита, даже острого не имеет ярко выраженной симптоматики и может маскироваться под общее недомогание, простуду, усталость. Если у женщины присутствуют факторы риска, о которых упоминалось ранее, ей следует посетить врача для внимательной диагностики. При стертой симптоматике большую помощь оказывает применение узи матки, которое в нашей клинике проводится профильным специалистом – акушером –гинекологом. Это позволяет сэкономить ценное время, когда необходимо начинать лечение эндометрита. Если прием акушера –гинеколога проводится без применения узи, то есть большая вероятность пропустить вялотекущие или бессимптомные варианты течения эндометрита. При своевременном начале лечения и грамотном применении антибиотиков эндометрит проходит для женщины без последствий.