Календарь беременности

Определение предполагаемой даты зачатия и предполагаемой даты родов в календаре ведения беременности

Во время первого визита многих интересует предполагаемая дата родов и предполагаемая дата зачатия. Более точно эти данные определяются с помощью УЗИ на ранних сроках беременности до 11 недель по размерам эмбриона. Следует учитывать, что есть два разных понятия: акушерский срок беременности и фактический срок беременности от зачатия. Для удобства расчетов акушер-гинеколог пользуетс акушерский срок беременности для определения даты предстоящих родов. Акушерский срок расчитывается с первого дня последней менструации, когда вы фактически еще не были беременны, но важные изменения, связанные с подготовкой к зачатию уже начинались. Следует понимать, что как при УЗИ, так и при расчете срока беременности при постановке на учет отсчет идет именно с первого дня последних месячные. То есть, чтобы определить дату зачатия нужно отнять две недели от этого срока. Для самостоятельного подсчета даты предполагаемых родов вам необходимо от даты ваших последних месячных отнять ровно 3 месяца и прибавить 1 неделю. Например, если последняя ваша менструация началась 1 января, то предположительно рожать вы будете 8 октября (минус 3 месяца плюс 1 неделя).

Данные, представленные выше, актуальны для женщин с достаточно регулярными менструациями (25-34 дня от первого дня одних месячных до первоо дня следующих). Эти расчеты основаны на том, что в среднем дата зачатия равна дню овуляции +- 2 дня и она наступает приблизительно через 2 недели после начала менструации. При нарушениях менструального цикла точных данных по таким расчетам получить не удастся. В таких случаях ориентируются на УЗИ, данные которого следует расценивать так: если по УЗИ срок беременности 9 недель, то дата зачатия была 7 недель назад. В современных аппаратах УЗИ есть программы расчета срока беременности и даты предстоящих родов, но многое зависит от правильности измерений оператором УЗИ.

Определение пола ребенка

Многих или почти всех будущих мам и пап интересует вопрос, когда можно определить пол ребенка? Пол ребенка определяется по узи плода в 11 недель беременности и позже. Критерием служит измерение угла наклона полового бугорка по отношению к костям таза. Если этот угол составляет больше 30 градусов, то это является достоверным признаком мужского пола, если меньше 30 градусов- женского. На более поздних сроках - на узи полда в 16 недель беременности очень точно можно визуализировать половые органы при использовании технологии 3Д/4Д узи . Затруднение в определении пола ребенка может вызвать неудобное для исследования положение плода.

Календарь беременности - это индивидуальный план консультаций и забора анализов, позволяющий экономить средства и время. При желании, беременная может выполнять анализы в любой удобной лаборатории, лицензированной для этого.

В программу ведения беременности входят следующее:

Консультация акушера-гинеколога – 12

Консультация акушера-гинеколога проводится в первом и во втором триместрах приблизительно каждые 4 недели. В третьем триместре визиты к доктору планируются каждые 2-3 недели. На консультациях доктор обязательно расспросит о жалобах, симптомах, требующих внимания, о прибавке в весе (дома необходимо взвешиваться каждые 1-2 недели), контролирует артериальное давление, пульс, дает рекомендации по образу жизни, питанию, физическим нагрузкам при беременности, рекомендует, как снизить проявления токсикоза при беременности и т.д. Начиная с 14 нежели беременности ведется контроль роста матки. После 12 недель беременности матка вырастает до уровня наружного края лобковой кости (лобка), вы самостоятельно можете определить это, если в положении лежа на спине аккуратно надавите над лобком. Акушер-гинеколог оценивает темпы прироста матки согласно сроку вашей беременности, определяет нет ли повышенного тонуса матки, что может привести к угрозе прерывания беременности (угрозе самопроизвольного выкидыша). Производятся замеры окружности живота, высоты стояния дна матки с помощью обычной сантиметровой ленты. После 20 недель беременности можно выслушивать сердцебиение плода непосредственно через живот (переднюю брюшную стенку живота) с помощью специального акушерского стетоскопа. По частоте и ритму сердечных сокращений можно судить о состоянии плода внутриутробно и определить необходимость дополнительных анализов или УЗИ. При ожирении будущей мамы определись состояние матки и характер сердцебиения плода представляется возможным намного в более поздние сроки. Для исключения патологии в таких случаях обычно проводятся дополнительные УЗИ при беременности.

При плановых осмотрах беременных, акушер-гинеколог обращает внимание на наличие отеков. Контроль массы тела женщиной самостоятельно в домашних условиях 1 раз в 1-2 недели, и с 30 недель еженедельно, может показать патологическую задержку жидкости в организме. Если вы набираете 1 килограмм за неделю – обязательно сообщите об этом доктору! Оптимальная прибавка в весе за всю беременность составляет 9-15 кг в зависимости от исходного, добеременного веса. Эти килограммы важно набирать постепенно, набор более 4 килограмм за три месяца требует разработки индивидуальной диеты и режима совместно с доктором, наблюдающим беременность. Это важно для профилактики патологий беременной и внутриутробного страдания плода. Для диагностики отеков врач производит надавливание на кожу ног, живота, рук и т.д. При склонности к отекам подбирается индивидуальная диета, иногда возникает необходимость в назначении медикаментов. При отечности рекомендуется более часто контролировать белок в моче и артериальное давление для исключения грозного состояния – гестоза (преэклампсии), которое требует госпитализации, так как есть угроза жизни мамы и ее плода внутриутробно.

Календарь беременности и пренатальный скрининг первого триместра (УЗИ +3D 4D УЗИ + биохимические маркеры хромосомных аномалий плода)

Пренатальный скрининг первого триместра включает в себя УЗИ плода в 12 недель беременности (с 11 недель беременности до 13 недель и 6 дней). Скрининг проводится для того, чтоб исключить факторы, которые способны отнести беременную в группу риска по наличию нее плода хромосомных аномалий.

К таким факторам риска относятся следующие:

Все перечисленные выше факторы рассматриваются в комплексе и ни в коем случае не являются диагнозом! Подтвердить или опровергнуть хромосомную патологию у плода можно только при кариотипировании, проведенном после инвазивных методов диагностики – амниоцентеза или биопсии ворсин хориона. Данные процедуры повышают риск выкидыша и реализации внутриутробной инфекции плода, поэтому всем подряд беременным не проводятся.

Календарь беременности и пренатальный скрининг второго триместра (УЗИ +3D 4D УЗИ + биохимические маркеры хромосомных аномалий плода)

При проведении пренатального скрининга второго триместра учитываются все данные, перечисленные при проведении пренатального скрининга первого триместра плюс биохимические маркеры, значимость которых оценивается в сроки с 16 до 19 недели беременности.

Биохимические маркеры хромосомных патологий второго триместра:

Проведение УЗИ с 16 по 19 неделю беременности проводится по показаниям для комплексной оценки потенциального риска рождения ребенка с хромосомной аномалией.

В настоящее время существует механизированная аналитическая программа расчета индивидуального риска хромосомных аномалий – PRISKA. В нашей клинике есть возможность проведения данного скрининга, отличием которого является то, что беременная и врач, наблюдающий беременность, получают заключение о том, есть ли у женщины повышенный риск хромосомных аномалий или нет. Для этой программы необходимо проведение УЗИ, а после этого забор крови.

В направлении указываются данные УЗИ, возраст, семейный риск, наличие неблагоприятных факторов риска. PRISKA ведет индивидуальный анализ риска и выдает соответственное заключение.

Календарь беременности и УЗИ плода в третьем триместре беременности +допплерометрия артерии пуповины, маточных артерий

УЗИ плода при беременности в третьем триместре проводится для исключения задержки развития плода и оценки его внутриутробного состояния. Чаще всего, это последнее УЗИ при беременности.

Дополнительно по показаниям

В рамках календаря беременности дополнительно по показаниям проводятся УЗИ: УЗИ щитовидной железы, органов брюшной полости, забрюшинного пространства (почки, мочеточники, мочевой пузырь), УЗИ вен ног, УЗИ сердца, УЗИ сосудов головы и шеи. Все УЗИ входят в стоимость пакета ведения беременности.

Консультации дополнительных специалистов

Консультации дополнительных специалистов – офтальмолог, стоматолог, хирург, терапевт и т.д. не входят в пакет ведения, оплачиваются отдельно. Необходимость данных консультаций индивидуально оценивается. Женщина может выбрать место проведения таких консультаций самостоятельно, либо клиника организует прием смежных специалистов в стенах клиники или специализированных центрах.

Анализы в программе календаря беременности

Оплачиваются по мере их сдачи, не входят в пакетную стоимость.

При постановке на учет оцениваются анализы, которые женщина сдавала при подготовке к беременности и разрабатывается индивидуальный график сдачи необходимых анализов.

Ориентировочные спектр анализов при беременности:

Все данные анализов заносятся в индивидуальную карту беременной – Обменную карту, которая находится на руках у беременной или у доктора, занимающегося ведением беременности, по договоренности. Наличие обменной карты на руках у беременной необходимо для того, чтобы при возникновении экстренной ситуации и госпитализации, другие доктора смогли бы видеть данные анализов и УЗИ беременной.

В нашей клинике оформление и выдача обменной карты входит в обязательную программу. При необходимости дополнительно возможно лечение в условиях дневного стационара в нашей клинике и выезд медсестры на дом для выполнения назначенных доктором манипуляций.

Право беременной отказаться от любого вида анализа или обследования, в том числе, и УЗИ. Для удобства беременной доступна телефонная связь с доктором. Индивидуальный план консультаций и забора анализов позволит экономить средства и время. При желании, беременная может выполнять анализы в любой удобной лаборатории, лицензированной для этого.