Внутриматочная спираль

Стоимость установки внутриматочной спирали в нашей клинике составляет 1700 гривен. Сюда входит проведение узи трансвагинально и трансабдоминально (в том числе и 3D узи) до и после установки.

Внутриматочная спираль, это маленькое Т- образное устройство из пластика, которое покрыто медью или содержит гормоны. Спираль вводится гинекологом в полость матки. К концу спирали прикреплена нить, которая проходит через канал шейки матки и выходит наружу в полость влагалища. Эта нить служит для того, чтобы было удобно удалять спираль. Внутриматочные спирали очень популярны благодаря своей надежности, возможности быстрого восстановления возможности беременеть, отсутствию необходимости соблюдать график приема (как при приеме противозачаточных таблеток). Кроме этих преимуществ, контрацепция с помощью внутриматочной спирали является самым дешевым методом.

Какие бывают спирали

Наибольшее распространение получили два типа внутриматочных спиралей: покрытые медью и содержащие гормоны. Представителем гормональных спиралей является Мирена. Она содержит синтетический аналог прогестерона – левоноргестрел, который выделяется постоянно и в незначительных количествах. Гормональные спирали действуют около 5 лет и являются более эффективными, чем медные. Кроме того, они в некоторых случаях выполняют еще и лечебную функцию (например при эндометриозе). Гормональные внутриматочные спирали имеют более высокую стоимость. Медные спирали относятся к наиболее распространенному виду. Конструктивно это пластиковый корпус, вокруг которого намотана медная проволока. Медные спирали являются чрезвычайно эффективным средством для контрацепции и могут находиться в полости матки на протяжении 10 лет.

спираль

Как работает внутриматочная спираль

Оба типа спиралей обладают способностью повреждать сперматозоиды, а также механически препятствуют имплантации оплодтворенной яйцеклетки в стенку матки. Гормональные спирали делают слизь в канале шейки матки вязкой, что препятствует проникновению в нее сперматозоидов. Также гормональные спирали препятствуют утолщению эндометрия и имплантации яйцеклетки. Кроме этого они уменьшают количество выделений при менструации и снижают интенсивность боли при месячных. Медные спирали вызывают повреждение сперматозоидов путем воздействия на них ионами меди и выделения в полости матки энзимов, простагландинов и лейкоцитов, которые также блокируют активность спермы.

Показания для постановки спирали

Контрацепция при помощи внутриматочной спирали считается подходящей для большинства женщин, включая нерожавших и подростков. Спираль можно устанавливать сразу же после родов (через 10 минут после отхождения плаценты), спустя 4 недели после родов (отсроченная послеродовая установка), после аборта (спонтанного или сознательного).

Установка внутриматочной спирали подходит для женщин с такими особенностями как:

Абсолютными противопоказаниями для установки внутриматочной спирали являются:

В зависимости от типа применяемой спирали могут быть также противопоказания. Например при менение медной спирали противопоказано при болезни Вильсона, а спирали с гормонами противопоказаны женщинам с раком груди или с опухолями печени.

Осложнения после постановки внутриматочной спирали

Осложнения довольно редки и самым распространенным является самопроизвольное изгнание спирали из полости матки. Такое случается в 2-10% случаев. Поэтому пациенткам рекомендуется периодически проверять, расположена ли спираль в матке, путем ощупывания нитей, которые выходят из цервикального канала. Более редкое осложнение - несостоятельность методики – возникновение беременности, несмотря на наличие внутриматочной спирали. В случае применения гормоносодержащих спиралей частота несостоятельности метода равна 0.2% в первый год использования спирали. При использовании спиралей, покрытых медью, частота возникновения беременности в первый год использования составляет 0.8 %. Как правило большинство беременностей при использовании спиралей являются внематочной беременностью. Если беременность развивается в полости матки, внутриматочную спираль удаляют, так как если этого не сделать, высоки шансы на самопроизвольное прерывание беременности. Еще одно редко встречающееся осложнение – перфорация стенки матки. Возникает оно в 0.1% случаев. Кроме этого при манипуляциях во время введения спирали возможно развитие вазовагальных рефлексов, сопровождающихся потерей сознания и рвотой.

Что необходимо для установки спирали

Перед процедурой установки спирали необходима консультация врача – гинеколога. Проводится осмотр на кресле, исключаются воспалительные заболевания малого таза, ЗППП, проводится ПАП- тест и кольпоскопия, трансвагинальное и обычное узи матки и придатков, узи молочных желез и узи печени (если устанавливать спираль, содержащую гормоны). Это необходимо для оценки противопоказаний к установке спирали. Также необходимо провести тест на беременность.

Как происходит установка спирали

Во время установки спирали нет необходимости в проведении анестезии. Неприятные ощущения носят многофакторный характер и их компонентами служат вагинальное зеркало, крючок для удерживания шейки матки, зонд в цервикальном канале, а также страх и ожидание боли, которые вносят существенный вклад в развитие неприятных ощущений. Наиболее выражены неприятные ощущения при установке спирали у женщин, которые не рожали и у тех, у кого прошло слишком много времени с момента последней менструации. В целом, процедура установки внутриматочной спирали проходит безболезненно и благополучно. Для контроля положения спирали после процедуры установки проводят узи.

Когда необходим повторный визит к врачу

В течении приблизительно 4 недель после установки необходимо, чтобы женщина пришла на прием к гинекологу. Во время визита обсуждаются любые беспокойства, возникшие после установки спирали и контролируется положение спирали в полости матки.

Когда лучше устанавливать спираль

Установка внутриматочной спирали может быть осуществлена в течение всего менструального цикла, но идеальным временем считаются первые 7 дней менструального цикла. Связано это с тем, что в данное время исключен риск того, что спираль установлена во время беременности. Кроме того, частота самопроизвольного изгнания спирали из полости матки существенно ниже, если установка произошла в первую фазу цикла.

Использование внутриматочной спирали, как средства экстренной профилактики беременности

Внутриматочная спираль является очень эффективным средством для профилактики нежелательной беременности и может быть использована в течение 5 дней с момента полового акта. Эффективность спирали в этом случае выше, чем у таблеток, используемых для экстренной профилактики беременности. Для этих целей используют медные внутриматочные спирали.

Когда необходимо удалять спираль

Удалять спираль можно всегда, когда есть желание забеременеть. Также спустя определенное количество лет после установки спирали ее необходимо удалить и заменить новой. Количество лет, которое может стоять спираль колеблется от 3 до 10, в зависимости от типа внутриматочной спирали и рекомендаций производителя.

Как происходит удаление спирали

Удалять спираль лучше во время месячных. В этом периоде канал шейки матки приоткрыт и неприятные ощущения при извлечении спирали сводятся к минимуму. Никакой анестезии не требуется. Для того, чтобы удалить спираль, к ее концу прикреплены нити, которые выходят наружу из канала шейки матки. При извлечении врач осторожно проводит тракции за нити до появления нижнего края спирали из наружного зева шейки матки. Затем появившийся конец фиксируется зажимом и происходит аккуратное извлечение спирали. После извлечения внутриматочная спираль демонстрируется пациентке для ее уверенности в том, что процедура произведена и извлечено все устройство. Затем проводится узи матки, чтобы еще раз убедиться в отсутствии инородных частей в полости матки.