Бесплодие при метаболическом синдроме: бесплодие у женщин с избыточной массой тела

Наш век способствует своим технологическим прогрессом снижению двигательной активности человечества. Что, в свою очередь, провоцирует распостраненность проблемы избыточной массы тела. Очень часто полные женщины имеют проблему бесплодия, а если даже беременность наступила, они всегда в группе риска и находятся под пристальным вниманием у акушера-гинеколога, а так же смежных специалистов. И это не от желания «загонять» женщину вместо спортзала по кабинетам и медицинским центрам. Такая тактика ведения обусловлена практически 100%ным риском осложнений беременности, патологии у плода, в послеродовом периоде. А не намного ли проще похудеть перед планированием, хотябы на несколько киллограмм? Основная проблема женщин с лишним весом – метаболический синдром, который, по своей сути, является еще одним состоянием «замкнутого круга» - нарушение углеводного и жирового обмена провоцирует нарушение гормонального фона. Несбалансированная работа гормонов, в свою очередь, запускает процес прибавки жировых клеток и их разрастание (геперплазию) вследствие нарушения метаболизма (обмена) жиров и углеводов. Что первично – у каждого индивидуально. Все это накладывается на малоподвижный образ жизни, пищевые пристрастия (употребление большого количества легкоусваеваемых углеводов и жиров), генетическую (наследственную) предрасположенность.

Что является нормой?

Нормальный вес расчитывается по индексу Кетле. Еще этот индекс называется индексом массы тела ИМТ= вес в кг/ рост 2 (м).

Нормальные значения индекса массы тела колеблются в пределах 18,5 – 25

То есть, если Ваш вес составляет 80 кг, а рост 1,6м, ИМТ= 80/1,62=80/2,56=31,25

Соответственно, мы имеем дело с избыточной массой тела.

Какие нарушения в репродуктивных органах при избыточной массе тела?:

1. Недостаточность 2 фазы цикла, когда яйцеклетка, оплодотворившись, просто «выскакивает» с менструацией из-за невозможности прикрепиться. Такая невозможность обусловлена недостатком гормона прогестерона. Из-за этого матка не находится в «расслабленом» состоянии, эндометрий не перестраивается для приема оплодотворенной яйцеклетки.
  2. Отсутствие овуляции – ключевого условия для наступления беременности – когда яйцеклетка выходит из лопнувшего в яичнике фолликула. Механизм «пропадания» овуляции состоит в том, что полные женщины имеют проблему под названием инсулинорезистентность. Это состояние связано с избытком инсулина, его неспособностью утилизировать глюкозу, и способностью «превращать» углеводы в жир. Инсулинорезистентность – пусковой механизм развития синдрома поликистозных яичников.
  3. Гипоменструальный синдром – совокупность признаков, которые выливаются в конечном итоге мизерными менструациями, сообветственно, нет прироста эндометрия – слизистой в матки. Такое состояние особенно опасно. Менструация может вообще пропасть, и развивается синдром преждевременного истощения яичников. В данном случае «добыть» яйцеклетку вообще не получится, придется воспользоваться донорской. Рецепторы в матке, длительно не получавшие правильной гормональной стимуляции, атрофируются, причем, чаще всего, безвозвратно.
  4. Гиперменструальный синдром – чаще всего сопровождаестся маточным кровотечением. В противоположность предыдущему, проявляется очень обильными, частыми менструациями из-за избыточного разрастания слизистой в матке. Такое разрастание называется гиперплазией эндометрия. Провоцировать его может избыток выработки эстрогенов в жировой ткани, а так же из-за андрогенов – мужских гормонов. Их продукция повышена из-за избыточной массы тела. Наличие гиперплазии эндометрия у женщин с избыточной массой тела – однозначное показание – проведение гистероскопии с выскабливанием стенок полости матки с последующим гистологическим исследованием соскоба. Высок риск обнаружения рака эндометрия (рака матки).

Что же делать, если у вас избыточная масса тела и бесплодие? С чего начать?

Естественно, начинать необходимо с того, чтоб похудеть. Не имеется в виду даже войти в норму индекса массы тела, а «убрать» хотя бы несколько лишних килограмм.

Чтоб похудеть безопасно, делать это необходимо под контролем специалиста, который разберется с причинами лишнего веса. К сожалению, нет такой «универсальной таблетки», способной решить все проблемы. Но мы имеем арсенал медицинских препаратов, способных помочь. Важно знать причину. Основное внимание уделяется диете. Правильное питание – залог успеха. Суточный каллораж должен составлять 800ккал. Длительно находиться на такой диете нельзя. Питание должно быть сбалансировано по количеству белков, жиров и углеводов. Крайности (в частности, вариации белковых диет для похудения) здесь послужат неативную роль, провоцируя развитие еще больших гормональных нарушений, так как гормонам для их построения очень нужы жиры. Важное место в терапии составляют дозированные физические нагрузки. Часто, снизив, даже немного, свой вес, женщина беременнеет самостоятельно. В других случаях проводится стимуляция овуляции на фоне гормональной коррекции. Распланировать диету, медицинские препараты, этапы восстановления репродуктивной функции - в компетенции нашей клиники.

После наступления беременности можно расслабиться...

Совершенно нет! Если вы имели или имеете проблему лишнего веса, в частности метаболический синдром, риски невынашивания, патологии родов, самого плода значительно выше. Всю беременность вы обязаны находиться на определенной диете, контролировать показатели глюкозы, свертывающей системы крови, артериального давления, набор веса особенно тщательно.

По возможности, старайтесь избегать общественные места, где есть вероятность заражения вирусными ифекциями. Иммунные силы при беременности особенно ослаблены у женщин с метаболическим синдромом, вирусы могут проникать к плоду. У детей после родов выше риски реализации внутриутробного инфицирования и осложнений в виде врожденной пневмонии, менингита и т.д. Для некоторых женщин беременость и роды при наличии метаболического синдрома значительно усугубляют дальнейшее течение заболевания, являясь большим стрессом.

В резюме хочу сообщить, что очень многое зависит от образа жизни, от пищевого поведения, заложенного в семье еще с детства. Так давайте же уже сейчас позаботимся о здоровье будущих поколений, начнем с самих себя.